Причинно-следственная диаграмма Ишикавы – это системный подход к определению коренной причины возникновения проблем. Способ определения наиболее существенных причинно-следственных взаимосвязей между факторами и их последствиями в потоке создания ценности.
Оцениваемые факторы:
1. Персонал – факторы, обусловленные состоянием и возможностями человека (например, квалификация, опыт, физическое состояние человека и т.п.).
2. Методы (технология) – каким образом выполняется работа (все, что связано с производительностью и точностью выполняемых операций процесса или действий; температура, освещенность, влажность, шум и т.д., все факторы, влияющие на достоверность информации).
3. Оборудование – факторы, обусловленные используемым оборудованием, машинами, приспособлениями. Например, состояние инструмента, состояние приспособлений и т.п.
4. Материалы – свойства материала в процессе выполнения работы (например, теплопроводность, вязкость, твердость и т.п.) Либо обеспечение потока материалами/ресурсами.
Плюсы используемого метода:
Вы узнаете причины и Проблемы типового производства:
- Высокое время протекания процесса
- Высокий НЗП
- Недостаточная загрузка персонала
- Недостаточная загрузка оборудования
- Слишком много транспортировок и перемещений
- Большие объемы партий
После формирования списка потерь/проблем в потоке создания ценности далее строится карты текущего состояния, определены и выбраны приоритетные проблемы, проведен сбор и анализ данных по проблемам.
По окончании анализа выявленных проблем (с применением инструментов решения проблем 5W1H, «Диаграмма Исикавы», «5 почему») провести сессии по генерации решений с помощью «мозгового штурма». В результате потенциал эффективности пилотных процессов на основе идеальных карт потоков создания ценности с исключением всех видов потерь.
Лучше решить проблему наполовину быстро и дёшево, чем полностью, но долго и с вложениями.
Наиболее распространённый пример, встречающийся на практике, – стремление решить проблему путём закупки дорогостоящего средства, частично решающего проблему.
Например, закупка нового оборудования при невыполнении плана (либо других показателей) является наиболее распространённым решением (хотя существует масса альтернативных вариантов менее затратного характера). Не исключено, что в принятии решений большую роль играют личные мотивы, например, удобство контроля и управления, застрахованность от проблем и т. п., а также опыт принимающих решение, т. к. от него напрямую зависит количество очевидных и укоренившихся в голове парадигм.
С точки зрения lean, принимать какие-либо решения необходимо только опираясь на факты.
Необходимо уважать мнение опытных людей, однако ситуация стремительно меняется, и состояние процессов завтра может сильно отличаться от сегодняшнего. Таким образом, выбор способов решения должен быть логически обоснован и базироваться на фактах.
Необходимо помнить, что ни один адекватный работник не ходит на работу, чтобы сознательно производить брак или создавать проблемы. Если такое происходит, то необходимо искать причины в системе, позволяющей ему это сделать.
Стандартный подход – это оценка текущей ситуации, формирование желаемой и разработка мероприятий для перехода из текущей ситуации в желаемую. Оценивая текущую ситуацию по каждой коренной причине, необходимо задавать следующие вопросы:
«Какие человеческие факторы оказывают влияние на возникновение этой коренной причины?»
«Какие действия предшествуют коренной причине?»
Нужно выйти в место возникновения проблемы (дефекта) и подробно разобрать каждую коренную причину.
Следующим шагом (формирование желаемой ситуации) является ответ на вопросы:
«Как должны совершаться действия?»
«Что мы хотим получить?» и т. п.
И, наконец, для формирования мероприятий для перехода в желаемую ситуацию, т. е. для исключения возможности ошибки (проблемы, дефекта), необходимо ответить на вопросы:
«Что сделать для получения желаемого?»,
«Как препятствовать вредоносным действиям?»,
«Как исключить тот или иной фактор?».
Все решения, выработанные группой, необходимо фиксировать на бумаге.
Далее, каждое из них предстоит оценить с точки зрения экономической целесообразности.
«Сколько будет стоить то или иное решение и как долго оно будет окупаться?», «Можем ли мы позволить себе это?» Принципы оценки экономической целесообразности идентичны описанным выше.