Всего существует пять этапов проекта.
Первый этап “Определение”, выбираем тему проекта, формализуем старт проекта, и оформляем паспорт.
После того, как план утвержден, переходят к следующей фазе - внедрению изменений. На этой фазе внедряют изменения, которые были определены на предыдущей фазе. Проводят необходимые изменения в работе проекта, а также обучение персонала новым процедурам (чек-листам, СОК, стандартам и методам работы). Уделяют особое внимание обучению персонала, чтобы обеспечить гладкое внедрение изменений и минимизировать риски возникновения проблем.
На этой фазе команда консультантов и менеджеров должна сосредоточиться на реализации рекомендаций и решений, разработанных в диагностике (обычно тут уже есть список из инициатив, но, как правило, их не хватает, в ходе внедрения они начинают видоизменяться и преобразовываться, дробиться и сливаться, отменяться). Тут приходится делать дополнительные анализы, отслеживать ход инициатив.
В этот момент обычно производство понимает, что что-то реально происходит на предприятии и начинает сопротивляться (” мы это уже делали”, “это не сработает” и прочие разговоры, которые мы так любим). Так что на этом этапе критически важны “паровозы” - сильные лидеры с высокой энергией, которые будут двигать изменения вперед.
Вот несколько шагов, которые команда консультантов должна выполнить на фазе внедрения операционных проектов:
1. Детализация плана внедрения:
Команда консультантов должна разработать план внедрения, который охватывает все необходимые шаги для успешного завершения проекта. Это включает в себя установление сроков, определение ответственных лиц и оценку затрат.
2. Управление изменениями:
На втором этапе, он называется “Сбор данных”, собираем данные по процессу, выполняем картирование потока создания ценности, находим узкие места в потоке, проблемные операции. Далее прицельно изучаем эти операции, выполняем хронометраж (как правило, видеохронометраж), составляем диаграмму спагетти, диаграмму операции и так далее. То есть уже применяем точные инструменты для исследования, как раз узких мест, изучаем внутренние нормативные документы, которые распространяются на данный процесс, собираем статистику.
Внедрение новых процессов и систем может привести к сопротивлению со стороны сотрудников, поэтому команда консультантов должна проводить эффективную работу по управлению изменениями. Это может включать обучение сотрудников новым процессам, обеспечение поддержки и помощи в переходном периоде, а также мониторинг эффективности новых процессов. Этот пункт в целом требует отдельного рассказа (тут и “модель влияния” и “forming, storming and performing”- про управление изменениями есть книги, методики и процессы).
3. Контроль и оценка результатов:
На третьем этапе (“Анализ”) проводим анализ собранных данных, выявляем операции, которые необходимо улучшить в первую очередь, определяем ключевые проблемы и их причины, разрабатываем мероприятия по устранению причин/проблем и расшивки узких мест. В процессе этой работы формируем план-график реализации мероприятий.
План мероприятий (проекта) по достижению целевого состояния является основным инструментом интеграции участников.
После защиты плана-графика (КПГ) мероприятий переходим на четвёртый этап
4. “Совершенствование”: строим карту потока создания ценности будущего состояния, то есть как будет выглядеть наш процесс после реализации мероприятий план-графика. Затем проводим защиту проекта перед внутренним заказчиком и стейкхолдерами проекта. К этому моменту в паспорт проекта мы уже включили расчёт экономического эффекта, потому что понимаем, какие мероприятия и ресурсы нужны для их реализации, соответственно, что мы получим на выходе. Дальше мы выполняем мероприятия и мониторим их результаты и эффективность.
Команда консультантов должна проводить регулярные проверки и оценки результатов внедрения, чтобы убедиться, что все рекомендации были успешно реализованы и принесли ожидаемый результат. Если есть необходимость, то корректировать план внедрения. Четкость в достижении целей, в статусе работ - тут, как правило идет непрекращающаяся борьба между “Что конкретно сделано в инициативе и будет сделано на следующей неделе?” и “Ну.. мы заявку отправили, они нам не ответили, так что сроки просрочены”.