Сегодня узнаете про инструменты решения проблем. Поиск коренных причин проблем на производстве. Методика решения проблем.
Вы не можете решить проблему, пока не признаете, что она у вас есть. Харви Маккей.
Культура бережливого производства распространяется и на то, какой подход выбирает предприятие и каждый сотрудник к решению проблем. Отличительной особенностью бережливого производства является стремление проанализировать проблему, найти ее первопричину (коренную причину), отказаться от временных решений в пользу устранения коренной причины. Этот путь более сложный и трудозатратный, но он позволяет один раз потратить время и силы на решение проблемы, которая, скорее всего, больше не возникнет.
6 Шагов решения проблем:
1. Описать проблему
2. Найти коренную причину проблемы
3. Выбрать способ решения проблемы
4. Внедрить контрмеру
5. Контролировать результат
6. Создать/изменить стандарт работы
Первым шагом к решению проблем является ее точная формулировка. Рекомендуем пользоваться следующим чек-листом:
1. Формулировка проблемы должна быть понятна для всех и не требовать дополнительных разъяснений!
2. В формулировке проблемы должны отсутствовать оценочные прилагательные и наречия («хорошо», «плохо», «нестабильный», «неточный» и пр.)
3. В формулировке проблемы должны отсутствовать указания на предположительные причины («утечка масла из-за повреждения фильтра»)
4. Нет готового решения («требуется заменить поврежденный фильтр»)
Необходимо научиться отличать проблемы от их симптомов и понимать, что чаще всего мы наблюдаем отдельные симптомы проблемы, а не проблему как таковую.
Сегодня рассмотрим, какие есть "Инструменты сбора данных о проблеме"
1. Чек-лист — список факторов, свойств, параметров, аспектов, компонентов, критериев или задач, структурированных особым образом с целью проверки достижения поставленных задач или соответствия стандартам.
Что дает:
● Сводят к минимуму возможность упущения важной информации;
● Упрощают подачу информации;
● Снижают субъективность оценки;
● Объединяют в себе знания о предмете оценки;
● Чек-листы составить гораздо проще чем вывести теорию;
● Повышают обоснованность, надежность, правдоподобность оценки.
2. Анкета — это упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов и высказываний в виде опросного листа, предназначенный для сбора информации или мнений.
Что дает:
● Сводят к минимуму возможность упущения важной информации;
● Упрощают подачу информации;
● Упрощают сбор большого количества информации и мнений с меньшими затратами;
● Удобство при заполнении анкеты (время, место)
3. Картирование потока создания ценности – метод структурированного анализа потока создания ценности для определения путей повышения его эффективности. Отображенные в хронологическом порядке на бумаге материальные и информационные потоки позволяют проследить цепочку создания продукта от поставщика до клиента.
Что дает:
● Помогает увидеть весь поток;
● Позволяет видеть потери/проблемы и их источники;
● Показывает взаимосвязь между информационным и материальным потоками;
● Вырабатывает единый язык, понимание при командном анализе.
4. Хронометраж — метод изучения затрат времени с помощью фиксации и замеров продолжительности выполняемых действий.
Позволяет выявить потери и проблемы при выполнении операций.
5. Диаграмма спагетти – это наглядный инструмент, который позволяет визуализировать движения и расстояния работника, продукта, транспорта, инструментов или сырья по предприятию.
Дает возможность оценить потери на все перемещения. Понять какие маршруты самые длинные и часто повторяющиеся - и соответственно требуют обратить на них внимание.
6. Контрольная карта (или лист) – это инструмент для сбора данных и их упорядочения для облегчения дальнейшего использования (интерпретации) собранной информации.
В упрощенном виде, контрольные карты позволяют:
● Регистрировать частоту возникновения проблемы
● Регистрировать количество случаев, которые предположительно являются источником проблемы
7. Контрольная карта Шухарта в управлении производством, бизнес-процессами — визуальный инструмент, график изменения параметров процесса во времени, для выявления точек выхода процесса из стабильного состояния для последующего установления причин появившегося отклонения и их устранения.
В следующем посте рассмотрим Методику шести вопросов - 5W1H (Суть данного метода заключается в том, что по очереди задаются вопросы – это позволяет всесторонне рассмотреть проблему)